Неуверенные, уверенные и агрессивные ответы.
Це ль упражнения: формирование
адекватных реакций в различных ситуациях;
На упражнение отводится 40-50 минут.
Каждому участнику предлагается продемонстрировать
в заданной ситуации неуверенный, уверенный и агрессивный типы ответов.
Ситуации можно предложить следующие:
• Друг разговаривает с вами, а вы
хотите уйти.
• Ваш товарищ устроил вам встречу с
незнакомым человеком, не предупредив вас.
• Люди, сидящие сзади вас в
кинотеатре, мешают вам громким разговором.
• Ваш сосед отвлекает вас от
интересного выступления, задавая глупые, на ваш взгляд, вопросы.
• Учитель говорит, что ваша прическа
не соответствует внешнему виду ученика.
• Друг просит вас одолжить ему вашу
какую-либо дорогостоящую вещь, а вы считаете его человеком не аккуратным, не
совсем ответственным.
Для каждого участника используется только одна ситуация. Можно разыграть данные
ситуации в парах.
Обсуждение:
Группа должна обсудить ответ каждого
участника.
Тяжело ли было выполнять данное упражнение?
Были ли у вас подобны ситуации? Как вы
себя вели?
Ролевая
игра "Сглаживание конфликтов".
Цель упражнения: отработка
умений и навыков сглаживания конфликтов.
Ведущий рассказывает о важности такого
умения, как умение, быстро и эффективно сглаживать конфликты; объявляет о том,
что сейчас опытным путем стоит попытаться выяснить основные методы
урегулирования конфликтов.
Участники разбиваются на тройки. На
протяжении 5 минут каждая тройка придумывает сценарий, по которому двое
участников представляют конфликтующие стороны (например, ссорящихся супругов),
а третий - играет миротворца.
Обсуждение:
- Какие методы сглаживания конфликтов
были продемонстрированы?
- Какие, на ваш взгляд, интересные
находки использовали участники во время игры?
- Как стоило повести себя тем
участникам, кому не удалось сгладить конфликт?
«Поведение
в конфликте».
Цель упражнения: формировать
понятие о видах поведения в конфликте; учиться выбирать адекватные стили
поведения в конфликте в поведенческой системе межличностного взаимодействия.
Ведущий делит всех участников на пять
групп, в каждой выбирается ее представитель, которому ведущий дает одну из пяти
карточек с названием определенного стиля поведения в конфликте с
соответствующим девизом:
Стиль «Конкуренция»: «Чтобы я
победил, ты должен проиграть».
Стиль «Приспособление»: «Чтобы ты
выиграл, я должен проиграть».
Стиль «Компромисс»: «Чтобы каждый
из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть».
Стиль «Сотрудничество»: «Чтобы
выиграл я, ты тоже должен выиграть».
Стиль «Избегание»: «Мне все
равно, выиграешь ты или проиграешь, но я знаю, что в этом участия не принимаю».
Каждая группа обсуждает и готовит
сценку, в которой демонстрируется предложенный ей вид поведения в конфликте.
Обсуждение:
Как данный вид поведения в конфликте
повлиял на эмоциональное состояние, на чувства его участников?
Могли ли другие виды поведения в этой
ситуации быть более полезными для участников?
Что заставляет людей выбирать тот или
иной стиль поведения в конфликте?
Какой стиль самый конструктивный для
взаимоотношений людей?
«Достойный
ответ».
Цель упражнения: отработка
навыка конструктивного выхода из конфликтных ситуаций.
Все участники сидят в кругу. Каждый
получает от ведущего карточку, на которой содержится какое-либо замечание по
поводу внешности или поведения одного из участников.
Все участники по очереди произносят
записанную на карточку фразу, глядя в глаза, соседу справа, задача которого —
достойно ответить на этот «выпад». Затем ответивший участник поворачивается к
своему соседу справа и зачитывает фразу со своей карточки. Когда каждый
выполнит задание, то есть побывает и в качестве «нападающего», и в качестве
«жертвы», упражнение заканчивается и происходит обсуждение.
Обсуждение:
Легко ли было выполнять задание?
Принимали ли вы близко к сердцу
нелестное замечание о себе?
Как правило, слушатели говорят, что грубые
высказывания их не взволновали, потому что они не воспринимали их как
направленные конкретно против себя. Затем все предлагают различные варианты
конструктивного поиска, который поможет и в реальных жизненных условиях так
же воспринимать негативную информацию от партнеров по общению
1. Ты слишком
высокого мнения о себе. Ты ведешь себя так, как будто ты самый главный здесь.
2. Ты никогда
никому не помогаешь.
3. Когда я тебя
встречаю, мне хочется перейти на другую сторону улицы.
4. Ты совсем не
умеешь красиво одеваться.
5. С тобой нельзя
иметь никаких деловых отношений.
6. У тебя
полностью отсутствует чувство юмора.
7. У тебя такой
скрипучий голос, он действует мне на нервы.
8. С тобой
бесполезно договариваться о чем - либо. Ты все равно все забудешь.
9. Ты слишком
много болтаешь ерунды.
10. Посмотри, на
кого ты похожа!
Если
бы..., я стал бы...
Цель упражнения: выработка
навыков быстрого реагирования на конфликтную ситуацию.
Упражнение происходит по кругу: один
участник ставит условие, в котором оговорена некоторая конфликтная ситуация.
К примеру: "Если бы меня
обсчитали в магазине...".
Следующий, рядом сидящий, продолжает
предложение.
К примеру: "... я стал бы
требовать жалобную книгу".
Целесообразно провести это упражнение
в несколько этапов, в каждом из которых принимают участие все присутствующие,
после чего следует обсуждение.
Обсуждение:
Легко ли было выполнять задание?
Бывало ли в жизни, что вы не знаете,
как быстро среагировать на конфликтную ситуацию?
Комментариев нет:
Отправить комментарий