На сегодняшний день существует множество теорий агрессии. В концептуальном плане выделяются две, на первый взгляд, противоположенные точки зрения на природу человеческой агрессивности: рассмотрение агрессии в качестве положительного, конструктивного, созидательного начала и понимание её как деструктивной, разрушительной силы. Но та противоположенные взгляды на агрессию весьма условны. Если просмотреть изложения основных, существующих на сегодня теорий агрессии, эти два аспекта – созидательный и разрушительный – представляют разные грани одного и того же феномена. Они находятся в сложной динамической взаимозависимости. «Агрессия в корне своем есть… устремление к кому-то, завязывание контакта будь то ради дружеского утверждения себя и другого, или ради целей вражды… Противоположностью агрессии является не миролюбие или уважение, или дружба, а изоляция, состояние полного отсутствия контакта». Ролло Мэй.
Несмотря на,
многообразие существующих теорий агрессии их можно подразделить на четыре
основных категории, рассматривающие агрессию как:
1) врожденное побуждение или задаток (теории
влечения);
2) потребность, активируемая внешними стимулами
(фрустрационные теории);
3) познавательные и эмоциональные процессы;
4) актуальным социальным
условиям.
Теория инстинкта.
Теория
агрессии З. Фрейда и К. Лоренца построены на представлении об агрессии, как об инстинкте, изначально
заложенном в каждом индивидууме, который в конечном итоге, находит определенное
выражение в словах или поступках человека. Учёные считают, что если агрессия
не находит выхода – это может привести к трагическим последствиям. Но, несмотря
на некоторые сходства в теориях З. Фрейда и К. Лоренца присутствуют
фундаментальные расхождения.
В теории К. Лоренца, под
подлинной агрессией можно считать только отношения, складывающиеся между
представителями одного и того же вида. Агрессия берет начало из врожденного
инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и у
других живых существ. Он предполагал, что этот инстинкт развился в ходе
длительной эволюции. Кроме этого агрессия обладает спонтанностью. И именно
спонтанность делает её наиболее опасным из инстинктов. Главной причиной
возникновения агрессии Лоренц считал абстрактное мышление. Большая часть опасностей
угрожает человеку лишь по одной причине, он не наделён "натурой
хищника", он всего лишь миролюбивое всеядное безоружное существо. У
человека нет ни когтей, ни клыков. Все хищники, по утверждению К. Лоренца,
обладают сильнейшими механизмами торможения, и механизмы эти находятся в прямой
зависимости от способности хищники, например, львы и тигры, имеют сильно
развитое сдерживающее начало, препятствующее нападению на представителей
собственного вида, а люди - обладают хищника
наносить серьёзные повреждения своим жертвам. Таким образом, опасные гораздо
более слабым сдерживающим началом. Ещё один фактор усиления агрессии – это
скопление множества индивидов в небольшом пространстве. Находясь в постоянной и
непосредственной близости, с другими
людьми, человек становиться
всё более агрессивным. При этом
социальные нормы и правила, которые диктуют определенное поведение по отношению
к окружающим, приводят к невозможности выброса накопленной агрессии.
В отличие от Лоренца, Фрейд считал,
что люди вовсе не благородные, дружелюбные существа, жаждущие любви, которые
всего лишь защищаются, если на них нападают. Напротив, сильно выраженное
стремление к агрессии составляет существенную часть человеческих инстинктов. Он
пришел к выводу, что наряду с жаждой жизни, должна существовать и противоположная страсть - страсть к
разложению живой массы, то есть у человека должен присутствовать не только
инстинкт жизни, но и инстинкт смерти. Агрессивность
по своей сути является не реакцией на
раздражение, а представляет собой некий постоянно присутствующий в организме
подвижный импульс, обусловленный самой природой человека. Агрессивное
поведение было тесно связано с неудовлетворенностью сексуальных инстинктов, и в
результате, бессознательное сводилось им лишь к сексуальному влечению. «В самом деле, кажется, как будто нам нужно
уничтожить какую-то другую вещь или человека для того, чтобы не уничтожить
самих себя…» З.Фрейд.
Теория
побуждения.
Теория побуждения подразумевает, что
для осуществления агрессивного поведения необходим внешний стимул.
Фрустрационная теория
(гомеостатическая модель).
В теории предложенной Д.
Доллардом, агрессивное поведение
рассматривается как ситуативный, а не эволюционный процесс.
Основные положения этой теории звучат так: фрустрация всегда приводит к
агрессии в какой-либо форме. Агрессия всегда является результатом фрустрации. В
отношении побуждения к агрессии решающее значение имеют три фактора:
1. степень ожидаемого субъектом удовлетворения от
будущего достижения цели;
2. сила препятствия на пути достижения цели;
3. количества последовательных фрустраций.
Чем
в большей степени субъект предвкушает удовольствие, чем сильнее препятствие и
чем большее количество реакций блокируется, тем сильнее будет толчок к
агрессивному поведению. А если фрустрации следуют одна за другой, то их сила
может быть совокупной и это может вызвать агрессивную реакцию большей силы. Но индивидуумы не всегда реагируют агрессией
на фрустрацию, из-за угрозы наказания. В этом случае происходит “смещение”, в
результате которого агрессивные действия направляются на другого человека,
нападение на которого ассоциируется с наименьшим наказанием.
Теория смещенной агрессии.
Теория смещенной агрессии
утверждает, что для реализации агрессии выбирается заведомо безобидный объект,
что всегда расширяет рамки агрессии, проецируя ее вовне: например, если вас
обидит сильный, то значительно проще отыграться на тех, кто слабее вас, чем
вступать с ним в борьбу.
Когнитивная (познавательная) теория
(Л.Берковец).
Данная
теория наличие своего рода когнитивно-аффективного маховика.
В этом случае характер интерпретации человеком
чьих-либо действий оказывает решающее влияние на его эмоции и поведение. В свою
очередь, негативные аффективные реакции ведут к смещению познавательных
процессов. Например, если вы сочтете, что коллега умышленно обрызгал вашу
блузку чернилами, это возмутит вас. Вы будете впредь настороженно относиться ко
всем его действиям. Возможно, это позволит вам заметить немало провоцирующего в
его поведении, и, не желая оставаться в долгу, вы тоже совершите агрессивный
поступок.
Теория социального научения (А.Бандура).
Эта теория рассматривает агрессивное
поведение как совокупность ранее усвоенных моделей поведения. Например, в
раннем детстве ребенок в песочнице усваивает, что в драке со сверстниками куда
легче добиться соблюдения своих прав, а то и навязать им свои правила игры, чем
без драки. Подросток после просмотра фильма о войне обращает внимание, что
нарочито грубый тон офицера, отдающего приказы, помог решить важную боевую
задачу. Теории социального научения рассматривают агрессивное поведение как
реакцию на соответствующую социальную обстановку. Теория подразумевает, что
изменение социальных условий автоматически меняет и характер агрессивного
поведения, возможно устраняя его целиком.
Анализ агрессивного поведения
требует учёта трех моментов:
– способов усвоения подобных действий;
– факторов, провоцирующих их появление;
– условий, при которых они закрепляются.
Агрессия, приобретаемая
посредством:
–биологических факторов
(например, гормоны, нервная система);
– научения (например, непосредственный
опыт, наблюдение).
Агрессия провоцируется:
– воздействием шаблонов
(например, возбуждение, внимание);
– неприемлемым обращением
(например, нападки, фрустрация);
–побудительными мотивами
(например, деньги, восхищение);
– инструкциями (например,
приказы);
– эксцентричными убеждениями
(например, параноидальными убеждениями).
Агрессия регулируется:
–внешним
поощрением и наказанием (например, материальное вознаграждение, неприятные
последствия);
– викарным подкреплением
(например, наблюдение за тем, как поощряют или наказывают других);
– механизмы саморегуляции
(например, гордость, вина).
Комментариев нет:
Отправить комментарий