По мнению Г. Паренса, любая форма
агрессии - враждебность, упрямство, упорство – вызвана попытками контролировать
ситуацию, воздействовать на неё в целях совершенствования либо себя, либо
своего окружения. Предположенная Г. Паренсом классификация делит агрессию на
две основные формы:
Недеструктивная агрессия –
настойчивое невраждебное садозащитное поведение, направленное на достижение
цели. Это врожденный механизм, служащий для адаптации в среде, для
удовлетворения желаний, достижения целей развития познания и способности
положиться на себя. Он начинает работать с момента рождения человека и
побуждает человека к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав. Это
качество часто характеризуется как напористость. Такая агрессия нужна для
защиты своих потребностей, собственности, прав и удовлетворения личных желаний.
Враждебная деструктивная агрессия – не
просто злобное и враждебное поведение, но и желание причинить боль, получить
удовольствие от этого. Результатом такого поведения обычно бывают конфликты,
становление агрессивности как черты личности и снижение адаптивных возможностей
ребёнка. У некоторых детей она, вероятно, запрограммирована биологически и
проявляется с первых дней жизни: её простейшим выражением являются реакции
ярости и гнева. Генетически агрессивность связана с Y-хромосомами: учёные установили, что она особенно
присуща мальчикам, имеющим такую дополнительную хромосому.
Такая агрессия накапливается и активизируется
при сильных, длительных и неприятных переживаниях. Пусковой механизм –
переживание чрезмерной боли или дистресса.
Как известно, человек, осознающий
свою агрессивность как негативное качество, испытывает чувство одиночества. Он
не может построить конструктивное взаимодействие с близкими людьми, поскольку
продолжает злиться. В итоге, не найдя выхода, агрессивность накапливается,
стабилизируется, становится чертой характера, эмоционально окрашивая все
стороны жизни человека.
В норме проявление агрессии не может считаться
поведенческим нарушением. Агрессия выполняет функцию защиты и адаптации в
опасной для человека ситуации. В подростковом возрасте агрессивность
усиливается.
Период взросления, как уже
говорилось, характеризуется стремлением ребенка к
самостоятельности, к самоутверждению. Подросток стремится играть
определённую значимую социальную роль, причем не только среди своих ровесников,
но и среди взрослых людей. Одна
из наиболее распространенных причин
возникновения агрессии - жесткое подавление стремления
подростка к самостоятельности со стороны взрослых.
по
направленности на объект
|
Гетероагрессия - направленность на окружающих: убийства, изнасилования, нанесение
побоев, угрозы, оскорбления, ненормативная лексика и т.д.
|
Аутоагрессия
- направленность на себя: самоуничижение вплоть до самоубийства,
саморазрушающее поведение, психосоматические заболевания.
|
|
по причине появления
|
Реактивная агрессия –
представляет собой ответную
реакцию на какой-то внешний раздражитель (ссора, конфликт и прочее.
|
Спонтанная агрессия - появляется без видимой причины, обычно под влиянием
каких-то внутренних импульсов (накопление отрицательных эмоций,
неспровоцированная агрессия при психических заболеваниях).
|
|
по
целенаправленности
|
Инструментальная агрессия - совершается как средство достижения результата:
спортсмен, добивающийся победы; стоматолог, удаляющий больной зуб; ребёнок,
громко требующий от матери, чтобы она купила ему игрушку и прочее.
|
Целевая (мотивационная) агрессия - выступает как
заранее спланированное
действие, цель которого -
нанесение вреда или ущерба объекту: школьник, который обиделся на
одноклассника и избил его; мужчина, специально нецензурно бранящий жену и
прочее.
|
|
по
открытости проявлений
|
Прямая агрессия –
направляется непосредственно на объект,
вызывающий раздражение, тревогу или возбуждение: открытое проявление
неприязни, применение физической силы или угрозы расправы и прочее.
|
Косвенная агрессия - обращается на объекты, непосредственно не вызывающие
возбуждение и раздражение, но более удобные для проявления агрессии (они
доступны и проявление агрессии в их адрес безопасно): отец, придя с работы не
в духе, срывает злость на всей семье, непонятно за что; мать после конфликта
с соседкой начинает практически без повода кричать на ребенка и прочее.
|
|
по форме проявлений
|
Вербальная -
выражена в словесной форме: угрозы, оскорбления, содержание которых прямо
говорит о наличии отрицательных эмоций и возможности нанесения морального
и материального ущерба
противнику.
|
Экспрессивная - проявляется невербальными средствами: жестами, мимикой, интонацией
голоса и пр. В таких случаях человек делает угрожающую гримасу, машет кулаком
или грозит пальцем в сторону противника, громко извергает ненормативную
лексику.
|
Физическая - прямое применение
силы для нанесения
морального и физического ущерба противнику.
|
А.А. Романов перечисляет следующие
основные признаки для классификации агрессии:
1.
направленность агрессии на предметный или животный мир, на себя и других;
2.
наблюдаемость ненаблюдаемость как скрытое или открытое проявление агрессии;
3.
временные признаки, т. е. мера выраженности агрессии по частоте проявлений во
времени и длительности состояний агрессии;
4.
пространственные признаки - в семье, на улице и другие;
5 .по
особенностям психических действий — физическая, вербальная, в агрессивных
мыслях, чувствах и другие;
6.
по социальной опасности агрессивных действий:
— девиантные
формы агрессии, нарушающие права других людей без юридической ответственности
за собственное поведение;
— делинквентные
формы агрессии, нарушающие права других, социальные нормы с юридической
ответственностью за агрессивное поведение.
Комментариев нет:
Отправить комментарий